Восприемники
Как-то после Крещения, когда таинство закончилось и все уже собрались
уходить, в крестильный домик вошла женщина с маленьким мальчиком,
сопровождаемая мужчиной с восточными чертами лица.
Женщина стала просить окрестить ее сына, говоря, что сегодня они
уезжают из города. Мужчина же отрекомендовался крестным отцом.
"Есть ли на вас нательный крестик?" - спросил у него священник.
"А зачем?" - ответил тот вопросом. "Как это - зачем? Ведь вы
православный человек?" - "Нет, я мусульманин", - последовал неожиданный
ответ.
Этот анекдотический эпизод наглядно показывает, как несерьезно
люди подходят к избранию крестных родителей. Огромное большинство
"кумов" не соответствуют минимальным требованиям Церкви: не знают ни
одной молитвы, не читали Евангелие, не умеют правильно перекреститься,
не носят креста на груди. Иные крестные отцы считают своим долгом перед
приходом в храм "принять для храбрости"; крестные матери порой бывают
нескромно одеты, с обильной косметикой. И практически никто не знает,
кто-такие крестные, для чего они нужны и в чем их обязанности.
По традиции Церкви младенца следует крестить на восьмой или на
сороковой день жизни. Понятно, что в таком возрасте требовать от него
веры и покаяния - двух главных условий соединения с Богом, нельзя.
Поэтому с древних времен появились "крестные" - люди, за веру которых
крестят младенцев (попутно следует заметить, что при крещении взрослых
старше 18 лет крестные не нужны).
Крестным может быть только по-православному верующий человек,
способный дать отчет в своей вере. Собственно, мальчику нужен только
крестный отец, а девочке - только крестная мать. Но по древней русской
традиции приглашают и того, и другого. Родители не могут быть крестными
своего ребенка; муж и жена крестными одного младенца. Бабушки, дедушки,
братья и сестры вполне годятся в крестные родители. После погружения младенца в купель крещения крестный принимает его из
рук священника. Отсюда славянское название - восприемник. Тем самым он
на всю жизнь берет на себя обязанность воспитывать ребенка в
православном духе, и ответ за это воспитание будет давать на Страшном
Суде.
Крестные родители всегда, до конца своих дней, молятся за
крестников, научают их вере и благочестию, приобщают к таинствам. Связь
между восприемниками и их чадами вечная и более глубокая, чем у
родителей по плоти. От тщательного исполнения обязанностей крестного
зависит участь и его самого, и воспринятого от купели младенца.
|